Нажмите на баннер, чтобы перейти на сайт музея школы № 3

muzeisait

Историческая справка


   В середине лета 1918 года, перед началом учебного года закончилось строительство школы, двухэтажного здания, которое строили военнопленные. Оно находилось на улице Каменской (ныне ул. Декабрьских событий), а в настоящее время школа №3 находится по переулку Копейскому. Одно из зданий было построено Щелкуновым, как коммерческое училище, со школьным городком. К городку относилось деревянное здание базовой школы (снесено), дом учителей, библиотека (ныне городская центральная библиотека, 3-х этажная построена после военных лет), конный двор, татарская школа, обсерватория. Школа соединялась подземными ходами со всеми зданиями , кроме учительских домов. Усадьба Щелкунова находилась через дорогу (до 90-х годов 20 века медучилище), из которого был подземный ход на вокзал, а из коммерческого училища – в универмаг.
   1 сентября 1918 года в этом здании разместилось коммерческое училище. В 1920 году коммерческое училище реорганизовали в 9-летнюю школу с уклонами: педагогический, горный, промышленно-экономический. Первый выпуск был в 1921 году (22 человека). В 1922 году выпуск из трёх групп около 60 человек. С 1924 года школа называлась единой трудовой двух ступеней. Заведующая школой с 1920-1924 гг. была Лысова Александра Прокопьевна. Учителя: Речкина, Евстратов Иван Назарович – преподаватель химии, Кутас Антон Фёдорович – преподаватель географии, Годиева И.О. – преподаватель естествознания. Елена Родионова – директор первой ступени. Директором школы второй ступени с самого основания 1918 года был Яхонтов Георгий Владимирович. С января 1924 года директором школы первой ступени был Георгий Александрович Радомский.
1 сентября 1921 года при школе открылся рабфак. Его директором был Кутас Антон Фёдорович. Последний выпуск второй ступени был в 1930 году. Учителя второй ступени: Евстратов Иван Назарович – преподаватель химии, попова Софья Феофантовна – преподаватель истории, Кульков Алексей Александрович – преподаватель естествознания.
   С сентября 1930 года школа стала называться ФЗС №3 (фабрично – заводская семилетка). С 1924 года в школе работал лобанов Георгий Кириллович, второй директор, замещавший Яхонтова Г.В. во время его отъездов. К 1930 году к школе был сделан пристрой,  где разместилось ФЗС №2, директором которой был Лобанов Г.К.
Учителя ФЗС №2: Макеева Мария Дмитриевна – художественный руководитель самодеятельности, Ковалёв Георгий Емельянович – преподаватель математики. В этом здании был хороший кабинет естествознания. Школа насчитывала семь зданий, соединённых  туннелями. 
   При школе была своя  теплица, метеостанция (где был свой телескоп), обсерватория (оборудование привезено из Берлина), в 6-м здании находилась химическая лаборатория, где были все необходимые приборы на каждую парту, на каждого ученика, много наглядных пособий по естествознанию, географии и другим предметам. При школе была организована мастерская по изготовлению наглядных пособий, основателем которой  был Вацке Франц Францевич. Чучела птиц, зверей, разнообразные пособия, изготовленные в школьной мастерской,  были известны далеко за пределами города Черемхово. Внучки Франца Францевича – Вера Павловна, Лариса Павловна стали педагогами. Вера Павловна Ушакова много лет трудилась в стенах школы №3 преподавателем химии. В школьных мастерских изготавливали гвозди, подковы для лошадей и другие мелкие товары, был даже кузнечный цех. В школе были оборудованы кабинеты химии, физики. Данные факты были взяты из краеведческих альбомов школы, из альбомов истории города Черемхово, из воспоминаний старейших выпускников школы Бутакова Д.Б., Коломейцева Г.В. и др. 
   В 1-м здании коммерческого училища располагалась богатая библиотека, в которой было много  редких книг по Сибиреведению. При школе был великорусский оркестр и спортгруппа «Спартак».
Не совсем ясен факт, когда школа стала средней. Если в первые годы совместно обучались и мальчики и девочки, то с некоторого года школы стали делиться на мужские и женские. Так школа №3 стала мужской, а №8 и №25 (где сейчас педагогический колледж) были женскими.
   В 1953-1954 учебном году это была МСШ (мужская средняя школа). А далее школы стали снова смешанными, и образование давали 10-летнее. Было время, когда школу реорганизовали в 11-летку с профессиональным обучением. Затем снова вернулись к 10-летнему обучению. Поэтому в 1966 году в школе 33 был богатый выпуск, сразу две параллели оканчивали школу: 10-классники и 11-классники.
В 1969 году школа 33 переехала в новое здание по переулку Копейскому. К 1 сентября работы ещё не были завершены и, поэтому переход в новое здание был 13 ноября. Как рассказывают учителя и ученики тех лет, учащиеся выстроились в колонну по классам. На спортивной площадке прошла торжественная линейка, а затем все пошли в новое здание. Во главе колонны Осатюк Николай Александрович – директор школы. Несли эмблему школы, обтянутую синим бархатом, знамя пионерской дружины, шли с горном, барабанами, транспарантами. Этот день стал праздником.
   Наша школа носит имя Н.А.Островского (1904-1936). Которое было присвоено 8 февраля 1974 года. В мае 2005 года на школе была установлена мемориальная доска в честь выпускницы школы 1939 года Турышевой А.А. (1922-1945), военврача, погибшей при исполнении военного долга в Маньчжурии.
 (По материалам школьного музея, руководитель Латынина Г.А.).

Воспоминания первых учеников


Паншина Л.Н. После 36-летней работы учительницей пенсионерка Паншина Л.Н. ( выпускница 1929 года):
В 1929 году я окончила школу №3 2-ой ступени с педагогическим уклоном. В объёме курса, установленного для второй ступени, были включены предметы: математика, русский язык, обществознание, химия, физика, география, иностранный язык, труд. Кроме того, мы проходили практику в слесарной и столярной мастерских и на земельных участках.
Благодаря умелому преподаванию и чуткому отношению к нам наших учителей – Яхонтова Георгия Владимировича, душевного, удивительно тактичного, знающего в совершенстве свой предмет, Янковского Константина Никифоровича - методиста и руководителя педагогической практикой, Макеевой М.Д., Денисова И.И., Лобанова Р.К., мы смело шагнули в самостоятельную жизнь, получив хорошую подготовку учителя.
Многим из нас пришлось работать в школах сёл и деревень. Работали с неиссякаемой энергией, с большим терпением, с чувством уважения к своей профессии. Кроме того, что мы учили на селе, ведь ты ещё и артист на сцене, агитатор среди населения. И справлялись. Керосиновая лампа была свидетелем бессонных ночей учителя.
В школе работали кружки – санитарный, ОСО, хоровой, драматический, др. Я была участницей школьного хора (руководитель хора – Логинова Л., ученица старших классов). В нашем репертуаре были боевые песни того времени: «Наш паровоз вперёд лети», «Смело, товарищи, в ногу» и другие.
Благодарна всем преподавателям, которые отдали много сил, чтобы нас приготовить к самостоятельной работе на ниве просвещения. ( 12.10.1978г.)

Роженцев Павел Иванович (1920-1924гг.)
Когда в беседе с друзьями о былых годах заходит речь о былых годах юности и особенно о годах, проведённых в школе, пожалуй, лучшего ощущения быть не может. Да, так оно и есть. Вспоминаю, когда я в первый раз входил в этот алтарь науки, в таинственный дворец сказок в Единую Трудовую школу. Жажда познать неведомое была беспредельна, она родилась в первые годы Советской власти в 1920 году, когда пионеры города Черемхово в письме к Ленину излагали свои чувства благодарности за открытые двери к простору, к свободе, к науке. У меня был не пионерский возраст, я имел уже большой производственный стаж и окончил среднюю школу без отрыва от производства. В этот период, т.е. в сентябре 1923 года, я имел поручение от РК РКСМ быть пропагандистом в ячейке №1 (мехзавод) и в ячейке №3 (бывшие комаровские копии) и одновременно вёл преподавательскую работу в Ликбезе, являлся членом ЧОНа и другие поручения по линии школы и комсомола. Во весь период учёбы в Единой Трудовой школе был бессменным старостой класса и членом ученического комитета школы, видимо по моему возрасту, деловому рассуждению, дисциплинированности. Среднюю школу я закончил в возрасте 23 лет. Кроме указанного я участвовал в духовом оркестре (руководитель А. Зоркин) и в струнном оркестре ( руководитель Н.Батов). Теперь удивляюсь, как я справлялся со всеми общественными делами, учёбой и работой на шахте.
Школа, в которую я пришёл осенью 1920 года, коммерческое училище только что расформировалась и организовалась Единая Трудовая школа двух ступеней всего 9 классов), заведующим которой был Яхонтов Георгий Владимирович, он же заведующий отдела Народного образования. Заведующей школы 1-й ступени была Лысова Александра Прокопьевна, заведующим школой 2-й ступени был Кичанов Юрий Дмитриевич, а потом Лобанов.
Мне хочется рассказать о Софье Феофановне Поповой. Эта милая женщина невысокого роста, седенькая, не по своим годам энергичная, жизнерадостная, много нам дала не только по истории, но и по этике. Она была настойчивая и требовательная. В годы революции была руководителем подпольной парторганизации в школе под кличкой «Москвичка».
Софья Феофановна была наставником во всех делах. Её любили все учащиеся. В 1924 году умерла в школе.
До сих пор сохраняется в памяти всеми уважаемый педагог Яхонтов Георгий Владимирович. В его появление в зале во время перемен наступала тишина и порядок. Вспоминается вечер 1921 года 9 января, когда мы прощались с отъезжающим в г. Омск Георгием Владимировичем. Его на руках внесли в зал, говорили много тёплых слов.
Никогда не забудется имя географа Антона Фёдоровича Кутас. Его просто любили, хотя он был требователен к каждому ученику.
Много хорошего можно рассказать и о других учителях. Они дали нам путёвку в жизнь, раскрыли законы развития природы, человеческого общества, воспитали в нас идейную убеждённость, привили нам чувства ко всему прекрасному. Правда, школа в первые годы Советской власти была в поисках наилучших форм обучения. Применялись различные системы преподавания, вроде «дельтон-план» - антинаучная система организации учебного процесса, который был осуждён в 1932 году. Или оценка знаний словами «успешно» и «неуспешно» и другие. И какая бы система не применялась, но поставленная цель в приобретении знаний достигнута и на выпускных экзаменах 1924 года учащиеся Единой Трудовой школы получили высокие оценки.
Строчки воспоминаний о Единой Трудовой школе (ныне школе №3) из письма Роженцева Павла Ивановича от 28.09.1968 г.

Вера Алексеевна Дмитриева (выпускница школы №3 40-х годов, учительница русского языка в этой школе в 1950, 1958-1959 годах).
В 40-е годы наша семья приехала в г. Черемхово, и я поступила учиться в школу №3 в 6-й класс. Очень хорошо помню своих учителей, замечательных, эрудированных, любимых учениками. Директором школы был Хвостов Иван Иванович, брат легендарного руководителя Черемховского партизанского отряда, Хвостова Кондрата Ивановича, чьё имя навечно записано в героические страницы истории Черемхова.
Хорошо помню учительницу Камаринскую Елизавету Ильиничну, которая была душой коллектива учителей и учащихся школы, она вела драматический кружок. Сама была увлечена театром, поддерживала тесную связь с актёрской труппой, приехавшей из Москвы в Черемхово.
Нельзя не помнить такого замечательного педагога, как Кутас Антон Фёдорович. В то время этого учителя считали человеком-легендой. Интереснейшие уроки, экскурсии, походы в мир знаний. Удивительно то, что этот человек был почти слепым, носил очки с двумя линзами. Но он всегда чётко представлял, кто где сидит из его учеников. Он пользовался большим авторитетом не только в школе, но и в городе. Ни одна конференция, ни одно крупное мероприятие города не проходило без его участия. Он первый в городе был награждён орденом Ленина.
Штейнберг Александр Моисеевич (РКСМ в школе 1918-1920гг.).
В школе впервые была создана ячейка РКСМ 15 мая 1920 года. Её организатором был Пётр Куренных. Первыми комсомольцами были Копин Иван, Даведюк Пётр, Токарев Василий и другие.
На открытых собраниях школьной комсомольской ячейки РКСМ в 1920 году часто бывал преподаватель Иван Васильевич Евстратов. Он давал много советов, как вести комсомольскую работу. В ученическую среду просачивались слухи, что многие учителя бойкотировали Попову С.Ф. и Евстратова И.В. и пытались выжить их из школы. Во времена колчаковщины они не боялись рассказывать нам о смысле происходящих событий.

В каждом классе были «красные» и «буржуи». Вожаком «красных» был Пётр Куренных.

Подробнее об истории Школы № 3 вы можете узнать, посетив Сайт "Музей истории школы № 3" (кликните по ссылке, чтобы перейти)